ЖИВАЯ ЭНЕРГИЯ СОЗНАНИЯ
Internet издание
     
 
<<Психология>>
 

Эзотерика -специфические системы психопрактик, существующие, как правило, в рамках любых культурных и религиозных традиций, носящие преимущественно прикладной характер. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них тем, что в отличие от религии, эзотерические системы в высшей степени практичны и прагматичны.

 
 
<<Астрология>>
<<Изотерика>>
<<Практики>>
<<Магия камня>>
<<Библиотека>>
 

 

 

 

ЛАБРАДОР

ЛАБРАДОР
Лабрадор (назван по полуострову на северо-востоке Северной Америки, в Канаде, где был обнаружен в 1770 г.) – минерал группы плагиоклазов (из группы полевых шпатов). Твердость по шкале Мооса – 6,0-6,5. Цвет темно-серый, зеленовато-серый; он служит хорошим фоном для сверкающих бликов зеленого, желтого или красного, синего цветов, которые пробегают по нему; когда камень поворачивают из стороны в сторону.Игра цветов получила название иризации, особенно четко проявляющейся на полированной поверхности. По-видимому, этот эффект объясняется сложным процессом отражения и преломления света по плоскостям спайности (нечто похожее на те радужные отблески, которые видны по линиям трещин в хрустале, стекле). Однако до сих пор убедительного объяснения иризации найти не удалось,в противном случае ее смогли бы добиваться в искусственных материалах.
Лучшие разновидности минерала имеют иризацию, напоминающую отлив "кошачьего глаза" (гренландский, остров Святого Павла) или "павлиньего пера" (индийский).

Сам по себе цвет лабрадора непривлекателен: от серого до почти черного, траурного. Однако сверкающие сполохи, играющие на его поверхности, придают ему облик драгоценного опала. Поэтому крупные кристаллы с иризацией используются для изготовления ювелирных изделий. (Уточню, что речь идет не только об отдельных минеральных видах лабрадора, но и об их совокупности, образующей горную породу лабрадорит, примерно на 60 % состоящую из кальциевого плагиоклаза – лабрадора).

Крупные кристаллы с иризацией используются для изготовления ювелирных изделий. Лабрадор относится к ювелирно-поделочным камням II порядка.

ЛабрадорТемный лабрадор с игрой сине-голубого цвета традиционно называется черным лунным камнем. Другие синонимы этого минерала: бычий глаз – лабрадор с крупными пятнами, отсвечивающими темно-синим цветом, рысий глаз – лабрадор с иризацией в зеленых тонах, тавусит или таусинный камень (устаревшее название, от персидского "тавуси" – павлин) – лабрадор с отсветами, похожими на отлив павлиньего пера, радужник, сизяк, спектролит, лабрадоровый шпат.  Авантюриновый лабрадор – это лабрадор с включениями ильменита, магнетита или самородной меди, создающими авантюриновый эффект.

ЛабрадорИногда в литературе можно встретить такой термин – лабрадоресценция. Лабрадоресценция – это радужная игра цвета на гранях и плоскостях спайности кристаллов лабрадора, по сути, то же самое, что и иризация. Явление названо по лабрадору, термин в русском языке употребляется обычно только в текстах, переведенных с другого языка.

В качестве облицовочного камня лабрадор использовался еще в Киевской Руси, и до XIX века иризирующие его образцы ценились достаточно высоко. Лучшие образцы лабрадора с красивой иризацией использовались в ювелирных изделиях. Особо в большой моде они были в конце XIX в. во Франции, Англии и некоторых других странах Европы, где применялись в сочетании с бриллиантами. Но затем стали находить достаточно крупные месторождения, в частности на Волыни (Украина), после чего цена на него упала (Кстати, в одном из украинских месторождений лабрадорита был найден довольно крупный кристалл лабрадора размером 9х27х27 см).

В наше время лабрадор стал использоваться для отделки фасадов и интерьеров домов, станций метрополитена, монументальных и мемориальных сооружений. Украинские лабрадориты применялись в отделке Мавзолея Ленина (над входом в Мавзолей установлена 60-тонная плита темного лабрадорита), станций московского и других метрополитенов и зданий; лабрадор украшает постаменты скульптурной группы "Рабочий и колхозница", памятники Юрию Долгорукому и первопечатнику Ивану Федорову, а также могилу Неизвестного солдата у Кремлевской стены. В Петербурге лабрадоритовые доски вделаны в межоконные проемы Дома книги (увы, бывшего), им облицованы колонны подъездов дома 46 по Вознесенскому проспекту, бывшему проспекту Майорова (в этом случае камень сильно проигрывает, так как колонны находятся в глубине подъездов, куда не попадают прямые лучи солнца и иризация не так сильна, как могло бы быть). В метрополитенах лабрадоритовые плиты нередко используются в покрытиях полов, но при этом учитывается, "работает" только прочность камня, а декоративность его нацело пропадает. Ведь для того, чтобы красота лабрадора проявилась в полной мере, требуется хорошее освещение, лучше всего – солнечное. В противном случае вместо сверкающих переливов наблюдается только тусклое мерцание, камень выглядит мрачным.

Есть сообщения о находке очень красивых лабрадоров в Финляндии. Менее яркие лабрадоры находят в Германии, Гренландии, на территории Индии, в Тибете и на Украине. В Австралии встречаются лабрадоры ювелирного качества, которые можно подвергать огранке.

Лазурит

Лазурит Лазурит (назван по ярко-синему цвету и, видимо, от араб. "азул" – небо, синева) – алюмосиликат натрия и кальция, содержащий серу, хлор, сульфаты. Цвет ярко-синий, с фиолетовыми, зеленоватыми, голубоватыми оттенками, до голубовато- и зеленовато-синего; окраска редко однородная, чаще пятнистая, обусловлена наличием в составе минерала ионов серы, очень стойкая. С древности сохранилась рекомендация проверять подлинность лазурита прокаливанием его в огне (при прокаливании на огне цвет не меняется, чем и отличается лазурит от сходных по цвету минералов). Иногда при этом окраска становилась более интенсивной. В некоторых случаях вкрапления золотистого пирита придают минералу вид звездного неба. Обычно образует сплошные плотные массы, отдельные кристаллы лазурита чрезвычайно редки. Блеск стеклянный, спайность отсутствует, хрупок, твердость 5,5-6.
В античности его называли сапфиром. Так, у Плиния Старшего сказано: "Сапфир тоже сверкает пятнами, подобными золоту. Он также лазурного цвета, хотя иногда, но редко, бывает пурпурным".
 
Как драгоценный камень лазурит испытал наивысший взлет популярности до нашей эры. Еще шесть тысячелетий назад он украшал наиболее высокопоставленных особ. И если в наше время лазуритовые изделия украшают золотом, то в ту эпоху, когда лазурит был чрезвычайно редок и доставлялся издалека, он служил украшением золотых изделий. Из этого камня в Египте вырезали фигурки богини истины Маат, которые носили верховные судьи и жрецы. В символике цветов лазуриту чаще всего определялась роль олицетворения мудрости, просветленности.
 
Вот что пишет искусствовед Л.Н. Миронова: "На Ближнем Востоке к числу основных и самых любимых цветов относится синий (или голубой). Египтяне, по-видимому, еще в додинастический период (V тысячелетие до н. э.) добывали в Африке драгоценный камень лазурит и делали из него множество различных вещей: бусы, амулеты, сосуды и пр. В период Древнего царства... лазурит был распространен в Египте больше всех других самоцветов. В Месопотамии этот камень также высоко ценился. Египетская, шумерская, ассирийская литература изобилует упоминаниями о лазурите, о синем и лазурном цветах... У дикого быка Инанны борода – "темно-синий камень", волосы Энкиду в его изваянии были сделаны из лазури; у хеттского бога Солнца – лазурная борода, кудри египетской красавицы тоже сравниваются с лазуритом. Египетскому вельможе изготавливают золотой фоб и возглавие гроба – из лазурита. Археологические находки подтверждают исключительное пристрастие народов Древнего Востока к синему и голубому цветам. Это были цвета неба – обиталища верховного бога – Солнца".
 
В Ассирии, Вавилоне и Древнем Египте азурит считался одним из наиболее дорогихкамней. Фигурки из лазурита находят в египетских пирамидах. В Древнем Китае этот камень был символом власти. Согласно легенде, законы Моисея были вырезаны корундами на досках из лазурита. В средневековой Руси дорогую синюю краску – голубец – делали иногда из заморского, очень дорогого лазурита (чаще синими пигментами служили вивианит или азурит). Известны легенды об итальянских художниках эпохи Возрождения, не гнушавшихся убийством, чтобы завладеть дорогой краской. Тициан, договариваясь о картине в зале Большого совета Венеции, условием поставил "три унции лазури, если она окажется на таможне".
Между прочим, в начале XX века поэт Андрей Белый издал сборник стихов "Золото в лазури", который, по словам религиозного философа Павла Флоренского, явился "замечательным и ни с чем не сравнимым примером нового мифотворения" и стал одним из манифестов символизма. Однако в этом случае ассоциации предполагались непростые: "Именно с цветами – атрибутами Софии и соотнесено название книги... – писал он, подразумевая в Софии, воплощение "Вечной Любви и высшей Мудрости". – Она – пронизана лазурью золотистой... Она спускается с неба на землю, перенося свое золото и лазурь к нам, сюда".
 
Интересный факт: при раскопках на территории Украины поселений времен Киевской Руси был найден крест, выточенный из лазурита, довольно большого размера, но, к сожалению, обломанный с одной стороны. Лазурит плохой – отдельные кристаллы лазурита погружены в белую тонкокристаллическую массу, но лазурит несомненный. Единственным местом в мире, откуда человек в древности и в средние века получал лазурит, были месторождения лазурита в горах Бадахшана – Северного Афганистана и отчасти Южного Памира. Это огромное месторождение до сих пор не потеряло своего значения.
Нательный крестик из красивого афганского камня, какой огромный путь ему пришлось пройти, и какую громадную ценность он представлял собой здесь, в Киевской Руси?
 
Изготовить крестик прямо в восточных мусульманских странах невозможно, поэтому вероятнее всего предположить, что лазурит перевезли в виде куска сырого камня и уже здесь, у киевских умельцев, отделали окончательно. Трудно представить себе весь проделанный камнем путь. Можно предполагать перевозку камня северным путем: через пустыни Средней Азии вокруг Каспийского моря с севера и далее через Волжские степи. А может быть, этот путь шел через Персию и Закавказье, Тамань и крымские города. Возможно, что камень Афганистана перевезли через Индию и Персию в Средиземное море, а отсюда в Византию, и уже оттуда вместе с церковными книгами и христианским учением он попал на восток, в украинские степи. К сожалению, остается только догадываться, какой идеей руководствовался мастер или заказчик этого лазуритового креста…
 
Правда, с развитием торговли цена на лазурит снизилась, и его стали достаточно широко использовать как поделочный камень и сырье для приготовления синей краски.
 
В России интерес к лазуриту возник в период строительства Петербурга и его украшения, особенно в период царствования Екатерины II, которая очень любила лазурит и приказывала покупать его на всех восточных рынках. Лазурит Афганистана поступал тогда в Россию через Кяхту и Китай, но, пожалуй, главную массу лазурита привозили сюда бухарские купцы.
Большим событием того времени было открытие месторождений лазурита в районе южной оконечности Байкала. История этого события точно неизвестна. Впервые в 1817 г. о находке лазурита на Байкале официально известил Петербург знаменитый исследователь Сибири Эрик Лаксман, который писал: "По р. Слюдянка, или в простонародии Карча, прекрасный белый мрамор встречается во многих местах, а в соединительных породах, где гранит примыкает к мрамору, проступает ляпис-лазурь, по всей речке около 35 верст длиною находят валуны этой синей породы".
 
Несколько иначе описывает в 1882 г. это открытие минералог А. Ушаков. Он пишет, что "академик Лаксман в конце семисотых годов, проезжая в Тунку, получил от крестьянина Воинова небольшой кусок лазуревого камня, округленный водой в русле реки Слюдянки". По данным А. Е. Ферсмана, проводившего специальное изучение архивов Академии наук, сведения о находке валунов лазурита Воиновым или звероловом из Иркутска Лапшиным дошли до начальника горной экспедиции генерала Соймонова, который доложил об этом Екатерине II, а уже она распорядилась предоставить Лаксману средства для дальнейших поисков.
 
В наши дни лазурит считается ювелирным и поделочным камнем, чья стоимость зависит от интенсивности окраски. Наиболее ценится ярко-синий или фиолетово-синий лазурит.
 
Изделия из лазурита можно увидеть во многих музеях мира. Парижский Лувр и мадридский Прадо, лондонский Тауэр, музеи Флоренции, Тегерана, Стамбула, Вены, Цюриха, Рио-де-Жанейро – везде восхищенный взгляд посетителя останавливается на этом сверкающем синевой камне. Например, во Флоренции хранится замечательная по тонкости работы и по качеству материала лазуритовая ваза. Это овальное чудо традиционной для эпохи Возрождения формы выточил для Франческо Медичи скульптор Бернардо Буонталенти.
 
Но самыми грандиозными изделиями из лазурита по праву считаются знаменитые колонны алтаря Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Это русская мозаика из густо-синего однородного лазурита типа "звездной ночи" где на фоне голубого камня видны многочисленные золотистые блестки пирита. По легенде, первоначально колонны были облицованы забайкальским лазуритом, но архитектор Монферран забраковал отделку, и колонны заново облицевали бадахшанским камнем. Правда, забракованные колонны по непонятной причине оказались в доме самого архитектора Монферрана (в Петербурге, на Мойке).
 
Лазурит использовался для отделки Лионского зала Екатерининского дворца в г. Пушкине (бывшее Царское Село), причем, судя по документам, отделка выполнялась из забайкальского лазурита, а бадахшанский камень, приобретенный на вес по цене серебра, использовался для отдельных вставок и поделок. В Эрмитаже хранятся вазы и столешницы, облицованные лазуритом. Георгиевский зал – две огромные лазуритовые вазы; Фельдмаршальский зал – чаша из темно-синего лазурита; Павильонный зал – столешница из светлого лазурита с поэтичным названием "Морское дно", флорентийская работа, XVIII век; зал "Малый просвет" – замечательные вазы и столешница из бадахшанского лазурита, сделанные в Екатеринбурге в середине XIX века мастером Г. Налимовым.
 
Впрочем, для "Северной Пальмиры" с ее неяркими днями и долгими сумерками лазурит не совсем подходящее украшение: он великолепен при солнечном свете, ярком освещении, но выглядит мрачноватым в затемненных помещениях. Не случайно его особенно высоко ценили в южных солнечных странах. Так что, приобретая изделия с лазуритом, помните, что при искусственном освещении этот минерал выглядит не так привлекательно, как при солнечном свете.
Имеются искусственные имитации лазурита; например, в Германии и Швейцарии в лазурно-синий цвет окрашивают яшму и халцедон, придавая им внешнее сходство с лазуритом. Существуют и специальные синтетические имитации лазурита.
По свидетельству известного геолога, знатока камня В.П. Петрова, "для минералога лазурит представляет собой большую и еще не совсем расшифрованную загадку".

Дело в том, что в химическом отношении лазурит аномален, напоминая в этом отношении изумруд. В отличие от "нормальных" силикатов и алюмосиликатов, он содержит серу, химический элемент, совершенно не характерный для природных соединений кремния. Кроме того, специалисты затрудняются объяснить причину лазоревой синевы лазурита. Казалось бы, необычный цвет должен зависеть от аномального химического состава. Однако известно, что минералы, в состав которых входит сера, почти всегда бесцветны или прозрачны…
 
Название "лазурит", как я уже говорила, появилось во времена Средневековья, в древности на Востоке его нередко называли образно камнем неба или небесным камнем, а на Руси ласково – лазуриком.

Синонимы: бухарский камень, лазоревый камень, ляпис-лазурь (ляпис-лазули). Применение термина ляпис-лазурь целесообразно в приложении к горной породе, состоящей почти на 40% из лазурита, а также кальцита, содалита, диопсида, пирита и других минералов. Бадахшанский ляпис – это, конечно, лазурит из месторождений Афганистана, а швейцарский ляпис – торговое название искусственно окрашенного в голубой, синий цвет агата или халцедона, то же что и ложный лазурит.
 
В Афганистане различают три основных сорта лазурита: ниили – самый ценный, индигово-синей густой окраски; асмани – менее ценный, небесно-синий, голубой; суфси – дешевый, зеленовато-синий.
 
Лазурит является очень заметным и интересным минералом, и поэтому можно думать, что большинство имеющихся на земле месторождений этого минерала уже известно. Мелкие, очень плохо изученные месторождения лазурита отмечаются в ЮАР, Индии, Бирме, Канаде и в некоторых местах США. Крупных же месторождений только три: Афганистан и Памир, которые можно рассматривать как единое месторождение; Слюдянка, об открытии которого выше было рассказано, и, наконец, месторождение в высокогорной восточной части Чилийских Анд (в истоках реки Рио-Гранде) Количество добываемого здесь лазурита довольно велико, но качество, к сожалению, не очень высокое. Стоимость чилийского лазурита примерно в десять раз ниже, чем стоимость афганского.

Лунный камень

Само по себе название "лунный камень" вызывает много вопросов и истолковывается по-разному. Для чтобы расставить "все точки над Ё" в этом случае мне придется процитировать минералогический словарь.
КАМЕНЬ ЛУННЫЙ

1) Прозрачный полевой шпат (адуляр, альбит, олигоклаз, ортоклаз, санидин) с бледно-голубой иризацией. В Индии встречаются разновидности с астеризмом и эффектом кошачьего глаза. Синонимы: аглаурит, гекатолит, водяной опал, цейлонский опал, жемчужный шпат.

2) Полупрозрачный или просвечивающий плагиоклаз (альбит-олигоклаз) с перламутровым блеском и характерной иризацией в синевато-белых, зеленоватых и желтоватых тонах. Синонимы: беломорит, перистерит.

3) Гипс параллельноволокнистого строения с шелковистым отливом. Синоним – селенит.

4) Термин общего назначения с дополнительным определением применяется для опалесцирующих разновидностей минералов бледно-молочного цвета (камень лунный восточный – корунд, розовый – скаполит, голубой – халцедон), для иризирующих разновидностей основного плагиоклаза (камень лунный канадский, мадагаскарский, черный), а также для амазонита с шелковистым блеском от вростков альбита (камень лунный зеленый). Термин целесообразен только в значении 1).

Лунный камень Итак, понятно, что в различной литературе, в различных источниках, лунным камнем могут называться многие светлые минералы с шелковистым отливом или опалесцирующие (чаще всего путаются понятия лунный камень и селенит – по явному сходству названий), но наименование "лунный камень" целесообразно применять только по отношению к прозрачным (полупрозрачным) полевым шпатам с бледно-голубой иризацией (переливами) – адуляру, альбиту, олигоклазу, ортоклазу, санидину.

АДУЛЯР – (назван по горам Адула в Швейцарских Альпах) – калиевый полевой шпат, прозрачный бесцветный ортоклаз с белыми или голубыми отсветами, переливами (так называемой адуляресценцией). Блеск стеклянный, твердость 6-6,5. Синонимы: аглаурит, адулярий, рыбий глаз, лунный камень, ледяной шпат. Крупные кристаллы редки. Наиболее красивые образцы адуляра по сообщениям, действительно находили в Альпах, но не в Адуле, а в районе Сен-Готарда. Месторождения ювелирного адуляра известны в Бирме, Шри-Ланке, Индии; лучшие камни добываются из россыпей.

АЛЬБИТ (от лат. "аlbus" – белый) – минерал группы полевых шпатов. В качестве ювелирно-поделочного камня используются прозрачные и полупрозрачные образцы с опалесценцией (лунный камень) и иризацией (перистерит). Цвет преимущественно светло-серый, белый; твердость 6-6,5. Обладает хорошей спайностью в двух направлениях, стеклянным блеском. В чистом виде альбит встречается редко. В природных условиях он обычно смешивается в разных пропорциях с другим плагиоклазом (кальциевым) – анортитом.

САНИДИН (от греч. "санис" – табличка) – разновидность полевого шпата ортоклаза, представленная стеклоподобными таблитчатыми кристаллами. Используется в ювелирном деле.

Все вот эти минералы и называются лунными камнями.

БЕЛОМОРИТ (назван А.Е. Ферсманом по месту нахождения – побережью Белого моря) – иризирующий полевой шпат, олигоклаз белого или цвета, иногда просвечивающий, с иризацией серо-голубого, сине-голубого, бледно-фиолетового цвета. Ювелирно-поделочный камень.

ПЕРИСТЕРИТ (от греч. "перистера" - голубь) – полупрозрачная разновидность альбит-олигоклаза с яркой иризацией, переливчатостью свечения в голубовато-фиолетовых, серо-синих тонах, напоминающих отлив перьев на шее голубя.

Оба эти минерала часто ошибочно упоминаются под названием лунный камень.

С гипсом-селенитом я думаю, все более-менее понятно. Внешне он похож, это красивый поделочный камень, но термин правильно применять, как я уже говорила, только к полевым шпатам. Да и твердость у него поменьше будет – 2 по Моосу.

Ну, а "Лунный камень" в известном одноименном романе У.Коллинза ничего общего с настоящим лунным камнем не имеет – ведь в романе речь идет об алмазе.

 

     
     
     
     
     
     
Используются технологии uCoz