ЖИВАЯ ЭНЕРГИЯ СОЗНАНИЯ
Internet издание
     
 
<<Психология>>
 

Эзотерика -специфические системы психопрактик, существующие, как правило, в рамках любых культурных и религиозных традиций, носящие преимущественно прикладной характер. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них тем, что в отличие от религии, эзотерические системы в высшей степени практичны и прагматичны.

 
 
<<Астрология>>
<<Изотерика>>
<<Практики>>
<<Магия камня>>
<<Библиотека>>
 

 

 

 

Опал

опал
Опал не всегда был в цене. Его популярность зависела от моды, а мода — от суеверий. Причиной же суеверий стала невероятная цветовая насыщенность камня. Богатейшая палитра его цветов может не только восхищать, но и пугать. А если учесть способность камня терять блеск, менять цвет при нагревании или загрязнении — можно представить себе мистический восторг и ужас, охватывавший наших предков. Для древних римлян он был символом верности. Именно опал был вставлен в корону императора Священной Римской империи Константина, который уверял, будто камень этот светится в темноте, охраняет царскую власть, честь и саму жизнь. Камень этот якобы помогал при болезни глаз, оберегал от мук, противоборствовал насилию.

Это был эликсир силы и веры. Однако суеверный Константин сослужил опалу плохую службу. В своих рассказах о чудодейственных свойствах опала он упоминал о том, что камень позволяет владельцу делаться невидимым. И камень тут же стал талисманом-покровителем воров и конокрадов. Для опала наступил период дурной славы. Однако редкая, необычная красота все же вернула камню популярность. Окончательное возрождение моды на опал происходит в 1877 году, после открытия крупных месторождений в Австралии. История открытия австралийских месторождений тоже интересна. Охотник, преследуя кенгуру, смертельно ранил животное, которое, пытаясь вскочить на ноги, сорвало пласты дерна. Взгляду охотника открылась потрясающей красоты самоцветная жила, сверкающая всеми цветами радуги. Обнаруженное месторождение принадлежало английской королеве. Коммерческие интересы британской короны требовали, чтобы опал добывался и продавался. И королева Виктория рекламирует свой товар. На приемах и балах, в парламенте и на ипподроме, в церкви и театре она появляется в украшениях с опалами. В наше время благородный опал является одним из самых престижных самоцветов.

Благородные опалы встречаются редко. Даже в весьма богатых месторождениях опала, благородные его разновидности составляют всего 1%. Промышленные месторождения благородных опалов известны в Европе и Южной Америке, но уникальными считаются месторождения Австралии, дающие 80–95% мировой добычи опала. Благородный опал — родной брат бриллианта, его буйная окраска является следствием сложной игры отраженного света (опалесценции), и никак не связана с химическим составом камня, то есть цвет опала — всего лишь оптический эффект. Исключением является драгоценный огненный опал, здесь цвет камня обусловлен примесями-хромофорами. «Благородство» и ценность опала определяется количеством чистых цветов (максимально четыре: красный, желтый, зеленый, синий), которые можно разглядеть на поверхности камня, иными словами, спектром, в который раскладывается отраженный свет. Именно этот феномен — причина игры бриллианта, благодаря которой его называют «королем драгоценных камней». Опал — член королевской фамилии.

В зависимости от окраски и вида опалесценции выделяют следующие разновидности благородного опала: белый опал — с опалесценцией на фоне светло-серых или светло-голубых тонов; арлекин — с полихромным мозаичным рисунком опалесценции, разные цвета складывают мозаику из геометрических фигур; черный опал — цвет фона темных тонов, на нем опалесценция смотрится особенно эффектно; огненный опал — желтый, красный с эффектной опалесценцией цвета пламени. И это далеко не все, поскольку опалы — это отдельный космос, и формат журнальной статьи не позволяет детально описать все разновидности. Самым ценным считается черный благородный опал, привлекательность камня обусловлена его редкостью и красивой бриллиантовой игрой отраженного света в бархатно-черном, темно-фиолетовом, темно-синем, темно-зеленом, темно-буром фоне.

Опал — твердый природный гидрогель двуокиси кремния с непостоянным содержанием воды: ее может быть от нескольких процентов до одной трети массы камня. Опал хрупок и не очень тверд (примерно 5,5–6,5 по шкале Мооса). Благородные опалы обычно обрабатываются в форме плоских кабошонов, так как в этом случае опалесценция проявляется по всей поверхности вставки. Фасетной огранкой, принятой для прозрачных самоцветов, обрабатывают только огненные опалы. Поскольку в минерале есть вода, поведение камня часто непредсказуемо. Иногда он «высыхает» и теряет блеск, в нем появляются трещины. Иногда, опущенный в жидкость с красителем или просто в грязную воду, меняет свой цвет до неузнаваемости. Камень не выносит нагрева, поэтому требует от ювелиров особой точности и осторожности, а от владельцев — бережного отношения.

Долгое время не удавалось синтезировать опалы. Впервые патент на изготовление благородного опала получили австралийские минералоги А. Гаскин и П. Дарре. И уже в 1973 году швейцарская фирма Пьера Жильсона предложила покупателям большой ассортимент самых разнообразных синтетических опалов, стоимостью на порядки дешевле природных. Цвет и опалесценция опалов Жильсона не уступает, а зачастую и превосходит таковые для природных камней. Естественно, технология изготовления строго засекречена. В России также синтезируют искусственные опалы высокого качества (под руководством профессора Михаила Самойловича). Отличить визуально синтетический опал от природного затруднительно даже для геммолога.

Другим способом сделать этот камень более доступным стало изготовление дублетов и триплетов. Дублеты создаются из тонких пластинок природного опала, к нижней части которых приклеивается пластинка черного оникса. Таким образом, создается эффект черного опала, но по цене они значительно более доступны. Природным дублетом является так называемый болдер-опал, где тонкая корка благородного опала не отделяется при обработке от породы-подложки. Триплеты состоят дополнительно из слоя чистого кварцевого стекла, обработанного в форме кабошона и перекрывающего дублет.

Как говорилось ранее, опал — камень непростой. Часто считают, что он приносит несчастье. Оккультисты едва ли не в один голос твердят, что опал могут носить только люди, родившиеся под знаком Весов: для них он готов исполнить любое желание, а для всех прочих этот камень может стать лишь источником зла и раздоров. Правда, все вышесказанное не распространяется на черный опал, который, напротив, рассматривается как один из наиболее мощных амулетов, приносящих удачу вне зависимости от знака Зодиака, под которым родился его владелец.

Итак, опал — камень сложный, и для ювелира и для владельца, его трудно представить на человеке неуверенном, суеверном, и напротив, он достоин украшать хозяина или хозяйку своей судьбы. Украшения с опалом способны подчеркнуть статус и силу таких людей. Людей состоявшихся, способных справиться не только с опалом.

 

     
     
     
     
     
     
Используются технологии uCoz